Церковь Михаила Архангела или «Михайлово чудо» стоит на холме, у неё довольно большая огороженная территория (стык улиц М. и Б. Краснофлотских).
Опять же мы были подготовлены отзывами, которые в один голос называли её «красавицей» и «живой историей». Но первое впечатление было у нас не таким.
Мы обошли её кругом, выбрали место, чтобы взгляд обнимал её всю и стали вербализовать свои ощущения. «Это что-то византийское, или похоже на греческую архитектуру», - неуверенно сказала я. «Представляю, как бы она органично смотрелась в Средневековье где-нибудь в Прибалтике», - резюмировал муж.
Храм, действительно, напоминал больше про-готический замок-башню, но никак не православную да ещё домонгольскую церковь. Он очень высокий, даже грандиозно высокий, к тому же у него пологие треугольные крыши-скаты, что нехарактерно и чуждо для русского менталитета.
Мы озадаченно вошли внутрь и там, на стене увидели фотографию церкви в своём истинном первоначальном виде (это фотореконструкция) – и всё сразу поняли. Она перестроена! А какая была! Скаты крыш были мягко-волнистыми, и если использовать поэтические сравнения, то можно сказать, что церковь была похожа на распускающийся цветок или как будто она выходила из расступающихся морских волн.
В 18в. над ней провели экзекуцию, называемую реставрацией.
Морские волны крыш заменили на плоские треугольники, что-то пристроили, что-то перестроили, заложили окна в барабане (барабан – это шея, на которой держится маковка-купол). А ведь древние строители специально в своём 12 веке додумались и создали именно такое освещение храма: из 8 огромных, узких и длинных окошек на барабане внутрь буквально лился солнечный свет, причем так особенно – контрастно и верхняя часть храма была настолько пронизана светом, что создавалось ощущение её приближенности к небу, а все остальные части здания «приземлялись». Как удавалось древним мастерам добиваться такой удивительной гармонии в построении пространства – загадка до сих пор и для нашего сверхинтеллектуального времени.
Когда находишься внутри этой церкви, то испытываешь невероятные ощущения. Я уже писала, что храм очень высокий, а, находясь внутри и в центре, благодаря особому определённому арочному делению пространства, оказываешься в таком подкупольном «колодце», в котором - тебя просто уносит ввысь, вверх. Там огромная высота, а главное, арки по бокам как будто сдавливают и ужимают воздух вокруг тебя со всех сторон, и возникает чувство ощущения себя в воздушном узком «тоннеле» устремленном вверх.
Такие храмы как церковь Михаила Архангела в Смоленске – редчайшая редкость. Подобные фрагментарно есть ещё в Старой Рязани, в Полоцке, Великом Новгороде, Старой Ладоге, Владимире, Суздале. Смотришь на этот храм и сразу думаешь, а какая у неё история? Кто построил? Почему здесь?
Попытаюсь ответить на эти вопросы.
Когда, готовясь к поездке, я читала предварительно-общеознакомительную инфу про Смоленск, помню, меня поразили 3 вещи – то, что Смоленск стоит на Днепре; то, что в городе сохранились «домонгольские церкви»; и то, что именно здесь в Смоленске, оказывается, был убит князь Глеб. (Борис и Глеб - это сыновья Киевского князя Владимира Красное солнышко и греческой царевны Анны Порфирородной).
Почему я сейчас говорю об этом? Из-за места. Пытаюсь найти ответы на вопросы.
1) «Почему здесь?» и «Кто построил?».
Оказывается на этом участке берега Днепра, где стоят церкви Иоанна Богослова и Михаила Архангела – раньше было древнее Урочище Смядынь (лесной массив и бухта) – по имени речки-притока, впадавшей в Днепр.
Это место Смядынь по каким-то причинам было облюбовано смоленскими князьями - генеалогическая ветка, которых идёт от Владимира Мономаха: Мономах – … - его внук Ростислав Мстиславович (первый поселился на Смядыни) – его сын Роман Ростиславович (построил церковь Иоанна Богослова) – его сын Давид Романович (построил церковь Михаила Архангела).
Так Смядынь превратилось в специально ограждённую «княжескую местность». Князья активно застраивали её красивыми «княжьими» храмами – для себя.
2) «Какая история места?»
«В лето 1013 года от Рождества Христова» Смоленск принял крещение. Через 2 года, здесь, на речке Смядыни был убит муромский молодой князь Глеб (братьев Бориса и Глеба всегда изображают вместе, то едущими на лошадках, то стоящими в рост, но всегда с мечами и в горностаевых шапочках). Его выманили с суши на речную ладью и зарезали. На этом месте люди стали видеть мерцающий свет зажжённых неведомо кем свечей. Через несколько лет прах Глеба перевезли в Вышгород (близ Киева). А смоляне вырыли на берегу Смядыни Глебовский колодец, вода которого считалась чудотворной и целебной. Сюда стали тысячами приходить православные.
В 12 веке рядом здесь (с колодцем) был возведён фамильный княжеский «вотч» - Борисоглебский монастырь (сейчас развалины, потому что древнейшие постройки взорвали ещё в Смутное время войска смоленского воеводы Михаила Шеина, а потом кирпич и камень из руин дорастаскали для парка Блонье и новой Московской дороги).
В сер.19в. над Глебовским колодцем возвели шатёр-каплицу с золочёным крестом – таким образом, выразил свою признательность воде один муромский купец, исцеливший здесь больные ноги. В годы Революции каплицу, конечно же, целой не оставили – разрушили до основанья. А в 1991 место убиения святого Глеба отметили каменным крестом с памятной надписью (Все это находится – на улице Борисоглебской).
P.S. И ещё, листая Смоленский этнографический альбом со старыми фотографиями города, я случайно увидела фотоснимок 19 века и удивилась – оказывается свежескошенный луг, окружающий церковь Михаила Архангела, по которому мы активно бегали в поисках наиболее удачной точки для очередного кадра, не что иное, как старинное кладбище.
И ещё. Меня это поразило. На территории рядом с домонгольской церковью 12 века построен домик – церковный притч в виде суперсовременного коттеджика. Вот сюда опять бы притащить того японца из Юнеско – чтобы добить его окончательно. Ну это ж надо додуматься – рядом с уникальной постройкой сгородить новомодный современный дом. Я понимаю, что домик-притч, наверное, нужный и ценный, и денег, наверное, меценаты какие-нибудь отстегнули, но всё-таки надо головой думать, а не другим местом, неужели не существует других проектов – глаза не смотрят на этот вопиющий диссонанс. Про пластиковые двери в самом древнем домонгольском храме я так и быть уже промолчу.
(с)
http://www.pamsik.ru - здесь размещены полные версии наших рассказов и фото
http://pamsik.livejournal.com – новые фотографии из путешествий