На крутояре поселка Алексеевка, что раскинулся по берегам реки Большой Кинель в Самарской области, стоит памятник солдатской матери Прасковье Еремеевне Володичкиной, девять сыновей которой отдали свою жизнь во имя победы.. Перед бронзовой фигурой лежит большой памятный камень с именами девяти ее сынов: Александр, Андрей, Федор, Петр, Иван, Василий, Михаил, Константин и Николай. На камне надпись: «Семье Володичкиных – благодарная Россия».
...Семья Володичкиных жила в Алексеевке в просторной крестьянской избе на Полевой улице. В 1895 году родился у них первенец – Александр. Через полтора года опять появился на свет мальчик, потом еще, и еще, и еще... Последний, девятый, сын Николай родился в 1918 году...
И вот уже сыновья Прасковьи Еремеевны отслужили в армии, вернулись домой. Остался только самый младший Николай, в сентябре 1941 года заканчивался срок его срочной службы в Забайкалье. Уже присмотрели ему в поселке девчонку в жены, хорошую работу, а там, глядишь, и собственный дом отстроит, да нарожают они внуков на радость миру – вот оно, простое материнское счастье...
Так думала вечерами Прасковья Еремеевна, но война распорядилась иначе. В июне 1941 года, на третий день после начала войны, заголосили в поселке бабы, провожая на фронт мужчин. Под гармонику да под горестную слезу прощались с близкими алексеевские мужики. Из семьи Володичкиных отправились на фронт сразу три брата – Василий, Петр и Федор. И каждый день Прасковья Еремеевна молила Пресвятую Богородицу о возвращении детей домой: «Дай сил дожить до встречи, пусть хоть калеками, хоть как, но вернутся в отчий дом, прошу тебя, убереги от погибели». Как было ей, матери девятерых сынов, не молить Богородицу, когда поднимала она их одна. Муж Павел Васильевич умер еще в 1935 году, и все ее помыслы и силы были отданы детям. Ждала младшего, Николая, из армии, но сердцем поняла, что и он в скором времени отправится на фронт.
Самый обласканный в семье, младшенький, кровинушка родная, как говаривали в старину на Руси, уже мчался в воинском эшелоне из далекого Забайкалья на запад. Три года он не был дома, вот уже и родные заволжские степи показались, но «литерный» притормозил в Кинеле лишь на пару минут. Совсем рядом со станцией родной поселок, где живет его мама, хоть бы одним глазком увидеть ее, прижаться щекой, обнять, а там и на фронт, но... Снова призывно гудит паровоз, требуя «зеленую» улицу сибирским полкам, стучат колеса – быстрее, быстрее, быстрее в бой. А на следующий день в избу Прасковьи Еремеевны постучали два железнодорожника:
– Мы к вам, бабушка Прасковья, с запиской от сына вашего Николая.
Она развернула клочок бумаги и через слезы разобрала знакомый почерк сына: «Мама, милая моя мама! Не тужи, не горюй, не переживай. Из района боевых действий напишу тотчас. Братья, надеюсь, уже пишут. Разобьем оккупантов и все вернемся к тебе. Жди. Твой Колька».
И каждый вечер, управившись по дому, выходила Прасковья Еремеевна за околицу, словно там, в заречье, в затухающей зарнице можно было угадать судьбу ее сыновей...
А потом стали приходить похоронки...
Писем от Коли не приходило до сентября, а потом сразу пришла официальная бумага о геройской гибели красноармейца Володичкина Николая Павловича, 1918 года рождения.
На четвертый день после получения похоронки на младшего сына сердце матери не выдержало, и Прасковья Еремеевна умерла, так и не дождавшись своих сыновей, не узнав их судьбы.
После войны в Алексеевку вернулись Петр, Константин и Иван, но после перенесенных нескольких тяжелых ранений и контузий пожили недолго.
Все девять сыновей отдали свою жизнь во имя победы...
Подвиг семьи Володичкиных стал широко известен в 1992 году, и на взгорке в конце улицы всем миром возвели мемориальный комплекс в честь подвига солдатской матери.
Этот памятник материнству - первый монумент, символизирующий признание великой ценности материнства, олицетворяющий чувства благодарности и преклонения перед женщиной-матерью.
На изготовление монумента претендовали много именитых мастеров, но победил проект скульптора Анатолия Головнина, создавшего памятник маршалу Победы Георгию Жукову. Символично, что памятники солдатской матери и полководцу Великой Отечественной войны отлиты из одного металла. Кто из них более ценен для Отечества? Мать, вырастившая и потерявшая на фронтах войны девятерых сыновей, или великий полководец? Они равны в своей исторической значимости, в исполненной великой миссии – защищать свою Родину, быть верными ей до конца.
Сохраним же светлую память о великом подвиге простых русских людей, которые не задумываясь, не торгуясь, положили жизни свои за Родину. А пока стоит на взгорке солдатская мать и смотрит вдаль в ожидании...
Ее взгляд направлен вдаль, куда ушли ее дети. Над ней возвышается клин из девяти журавлей, устремленных в бессмертие...
Спасибо тебе, Прасковья Еремеевна!
Спасибо за сыновей твоих, за мирное небо над головой, за всю Россию!
Ты наш символ ожидания и веры!
.
ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ
|