|
| | |
| Главная » 2011 » Январь » 31 » ДУХОВНАЯ ОСНОВА ВОИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
|
03:51 ДУХОВНАЯ ОСНОВА ВОИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ |
Любая культура, в
том числе и воинская, создаётся на духовной и материальной основе.
Материальные основы воинской культуры России имеют огромное значение и
заслуживают отдельного серьезного разговора. Но в настоящее время особое
значение приобретает укрепление духовных основ, которые всегда
обуславливали духовную мощь и непобедимость русского воинства. Это
необходимо для того, чтобы:
противостоять духовной агрессии,
осуществляемой в наши дни против духовных устоев и традиций русского
народа, других народов России, в частности против традиции служения
Отечеству, в том числе и воинского; восстановить связь времён и
возродить духовные основы военной культуры России, и прежде всего
духовно-нравственного воспитания её воинов; преодолеть духовно-нравственный кризис, проявления которого наблюдаются и в обществе, и в Вооружённых Силах;
своевременно и адекватно реагировать на изменение характера современной
войны, сил, средств и способов её ведения, в том числе в
духовно-нравственной, информационно-психологической сферах и т. д.
Воинская культура России имеет те же духовно-нравственные основы,
что и вся культура России: это православие, самобытная культура русского
народа, а также национально-культурные основы и особенности многих
других народов России.
Православная вера, объединение вокруг идеалов православия,
сохранение и защита единого православного Отечества, стремление к
внутреннему духовному самосовершенствованию – вот столпы, на которых
возрастали Святая Русь, Россия и её воинство. Триединая история
распространения православия, развития Церкви, формирования армии и
государства, это и есть, собственно, история становления России как
великой державы.
В результате более чем тысячелетнего благотворного воздействия
православия в нашем народе, в том числе и среди воинства, сформировались
высокие моральные принципы беззаветного служения и подвижничества во
имя Веры и Отечества, не истреблённое и поныне чувство
государственно-патриотического и воинского долга перед Родиной. Даже в
годы государственного атеизма и богоборчества наши соотечественники,
иногда и неосознанно, поступали в соответствии с православной моралью,
которая считает воинское служение, защиту Отечества святым делом. Причём
такое отношение было присуще и мусульманам, и представителям других
религий и народов России, веками плечом к плечу вместе с русским народом
и православными воинами строившим и защищавшим наше общее Отечество.
Российское воинство на протяжении всей своей истории было сильно не
только боевым искусством, но и одухотворённостью, моральной стойкостью,
любовью к Отечеству, верностью воинскому долгу, доблестью, честью и
мужеством. Истоком этих прекрасных и высоких морально-боевых качеств
является православие. Замечательно сказал об этом Иван Александрович
Ильин: «…Православное учение о бессмертии личной души, о повиновении
высшим властям за совесть, о христианском терпении и об отдаче жизни «за
други своя» дало русской армии все источники её рыцарственного,
лично-бесстрашного, беззаветно послушного и всё преодолевающего духа,
развёрнутого в её исторических войнах…»
Благодаря духовному преимуществу наши воины одерживали победы,
изумлявшие даже врагов. «Дайте мне русских солдат, и я с ними завоюю
весь свет... Русских солдат можно уничтожить, но не победить», – говорил
Наполеон. «Русского солдата мало убить, его ещё и мёртвого надо
повалить, чтобы пройти там, где он стоял», – сказал Фридрих II. В этих
красноречивых признаниях указывается на духовное преимущество русских
воинов, но ничего не говорится о его истоках.
Истоки этого преимущества – в осознании высокого духовного смысла
воинского служения и в высшей духовной мотивации воинской службы русских
солдат, матросов, офицеров и генералов России. Любой непредвзятый
исторический анализ свидетельствует, что источник этого – православная
вера и любовь к Отечеству, освящаемая этой верой. Это самое главное!
Наша Церковь являлась с падения Византии оплотом православия во
всём мире, изначально ощущала Святую Русь, Россию, как Божий дом,
находящийся под особым покровом Богородицы, и учила, что защищать Россию
означает защищать православие, дом и дело Богородицы и Самого Бога.
Именно поэтому в русских воинах такое высокое чувство долга, потому что
одновременно оно являлось и чувством долга и ответственности перед
Богом. В этом заключена огромная духоподъёмная сила православия.
Не случайно Церковь дала русскому воинству название
«христолюбивое», ведь оно впитало в себя христианские заповеди и
православную веру, уверенность в Божией помощи и в уповании на Его
промысел, христианское великодушие, милосердное отношение даже к
обидчику, побеждённому и пленённому врагу. А мародёрство и
надругательство всегда осуждались.
Сила православного христианского воинства России всегда была в
исполнении заповеди Спасителя: «Больше сея любве никтоже имать, да кто
душу свою положит за други своя» (Ин 15, 13). Именно сила этой
жертвенной любви обеспечивала русским воинам помощь Божию в бою и
даровала многие Победы. И в наши дни боевое братство, готовность
жертвовать собой за товарища остаются отличительной особенностью воинов
России. Десантники 6-й роты, десятилетие подвига которых мы неприлично
скромно отметили в 2010 году, сознательно жертвовали собой «за други
своя», сражаясь с двухтысячной бандой озверелых профессиональных
боевиков.
Изучая историю России, деяния её устроителей и защитников, мы
убеждаемся не только в духовной и нравственной силе православия, но и в
его огромном объединяющем и организующем значении для становления
российской государственности, формирования и воспитания важнейших
государственных институтов и в первую очередь Вооружённых Сил.
Именно Православная Церковь сформулировала высший смысл ратного
служения и воинского подвига: «За Русь Святую! За веру православную!»,
который с веками превратился в чеканную триединую формулировку: «За
Веру, Царя и Отечество!» Когда было разрушено это триединство, порушена
православная вера, отвержен православный Государь-император, то и
Отечество не устояло – Россия пала. Жертвы, понесённые нашим народом в
гражданской войне, с обеих сторон были по большей части напрасными и
богопротивными.
В Смутное время грамоты Патриарха Московского и всея Руси Ермогена
(1530–1612) поднимали русский народ на борьбу с иноземцами и
предателями. Православие и Церковь вновь выступили силой, мобилизующей
народное сопротивление. Победа русского ополчения под предводительством
князя Пожарского и Минина над многочисленным и сильным врагом
предварялась и сопровождалась мощным духовным подъёмом народа и
воинства. Как заметил русский историк В. Ключевский, «когда государство,
потеряв свой центр, стало распадаться на составные части, когда
изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и
национальные, которые пошли на выручку гибнущей земли».
Исключительным примером опоры на духовную мощь российского воинства является
А.В. Суворов и его «Наука побеждать». Все приказы и наставления
Суворова проникнуты глубокой верой: «Чудо-богатыри! Бог нас водит – Он
нам Генерал!»; «Помилуй Бог! Мы русские – Богу помолимся: Он нам и
помощник»; «Мы русские, с нами Бог!»; «Дух укрепляй в вере отеческой
православной; безверное войско учить, что железо перегорелое точить».
Молитвами готовил он свои войска к сражениям, во всех блистательно
побеждал и всегда при этом подчёркивал, что всякая его победа есть дар
от Бога.
Сама мысль взять крепость Измаил считалась безумной всеми, но
только не Суворовым. Отработав действия войск на макете крепости,
Суворов приказал: «Сегодня молиться, завтра поститься, послезавтра
победа или смерть!» Совершив молебен, войска приступили к штурму.
Впереди шёл священник с крестом. Крепость пала. Участники штурма, глядя
потом на стены крепости, куда они с боем, под огнём взобрались, искренне
изумлялись, как это им удалось.
Ярчайший образец победы духа над физическими возможностями человека
– Швейцарский поход Суворова. Ни одна армия, ни один полководец не
совершили ничего подобного. Генерал Массена, который пытался «запереть»
Суворова в Альпах, уже став одним из лучших маршалов Наполеона, говорил,
что «отдал бы все свои походы за один Швейцарский поход Суворова». Сам
генералиссимус считал, что только несокрушимая вера в Божий промысел
помогла ему и войску совершить невозможное для обычного человека. «Один
десятерых своею силою не одолеешь, помощь Божия нужна!..» – неоднократно
говорил он.
Источник суворовского гения в уповании на Бога, в несокрушимости его православной веры, его духовных сил и принципов.
Убедителен и пример праведного воина Феодора Ушакова, адмирала
флота российского, не проигравшего ни одного из 43 проведённых им
морских сражений, в большинстве которых противник численно его
превосходил. Корабли Ушакова носили имена христианских святых, на них
был установлен монастырских порядок, а напутствуя экипажи перед боем, он
говорил: «Идя в бой, читайте 26-й, 50-й и 90-й псалмы, и вас не возьмёт
ни пуля, ни сабля!» Ни один корабль под его командованием не был
потерян, ни один моряк не попал в плен.
Православная идея была главной в обращении императора Александра I к
русскому народу в 1812 году: «Да встретит враг в каждом военном
Пожарского, в каждом гражданине Минина, в каждом духовном Палицына».
Простое и ясное обращение к главному идеалу русского народа – Богу и Его
правде – дало небывалый всплеск патриотизма. Шестисоттысячная армия
захватчиков была измотана, истощена всенародным сопротивлением,
разгромлена и с позором изгнана из пределов России, сам Наполеон чудом
избежал плена.
Патриотизм – проявление самой сути православия, которое учит любить
земное Отечество как исполнение заповеди Христа «Возлюби ближнего, как
самого себя». «Служа Отечеству, мы этим самым служим Богу…» –
проповедовал святитель Феофан Затворник.
Не случайно в годы Великой Отечественной войны были востребованы
образы великих русских святых и полководцев А. Невского, Д. Донского, А.
Суворова,
М. Кутузова, Ф. Ушакова и др. И не случайно после многих лет
гонений были возвращены из лагерей священнослужители, открыты храмы и
предоставлена возможность для расширения деятельности Русской
Православной Церкви. Только обращение к великому прошлому, к образу
Святой Руси и её святым помогло в нашей официально атеистической стране
всколыхнуть, поднять и объединить все слои общества на всенародную
борьбу с врагом. Советский Союз выстоял в начальный период войны прежде
всего потому, что народ сохранил внутреннюю, духовную готовность
защищать своё Отечество. Перед лицом смертельной угрозы объединились
люди разных взглядов и убеждений, у них была одна Россия, и они её
защищали вместе.
Как ни больно об этом говорить, но в наши дни возникла реальная
угроза утраты многих духовных ценностей, которые на протяжении веков
были основополагающими в жизни народов России. Речь идёт и об отношении к
ратному служению Отечеству, к воинской службе и Вооружённым Силам,
которое становится всё более негативным. Возникает опасность полной
утраты духовных основ воинского служения.
Отношение к воинской службе как священному долгу, уважение и любовь
к армии и флоту, к ратным защитникам Отечества были частью образа
мышления нашего народа. Если это исчезнет, армия престанет быть армией с
большой буквы, частицей своего народа, оплотом российской
государственности, а превратится в организацию вооружённых людей,
объединяемых далеко не духовными целями. Думаю, что именно это может
стать необратимой трагедией для России, трагедией, последствия которой
не смогут ликвидировать никакие успехи в экономике, науке, культуре и
образовании.
В последнее время часто говорят о необходимости общероссийской
национальной идеи. Те, кто её ищет, очевидно не знают, что в России она
существует как минимум тысячу лет. Нашей национальной идеей является
святость – устремление к внутреннему духовному совершенству. И эта идея
по сути своей охранялась даже в официально атеистические времена.
История показывает, что у России нет будущего при господстве
мировоззрения, лишённого духовности, нравственности и совести.
Отсутствие духовного начала, культ обогащения губят не только самого
человека, но и всё вокруг него. Отсутствие совести, постоянная ложь,
лицемерие, притворство, прекраснодушное лукавство одних, наглость,
хамство, обман, мошенничество, стяжательство, несправедливость других,
возведённые под видом либеральных идей в ранг общественных,
государственных и даже «общечеловеческих» ценностей, – вот первопричина
всех наших нестроений.
В наши дни Русская Православная Церковь, так же как и другие
традиционные религии и конфессии, является хранителем духовной и
культурной памяти народа, его веры, духовности и исторических традиций. И
именно духовные идеалы Любви, Совести, Правды, Справедливости, Добра,
Долга, Чести, трудового и воинского служения Отечеству могут сплотить
Россию, стать основой её внешней и внутренней политики, основой
возрождения великой Российской державы, её армии и флота.
Александр Черкасов, генерал-майор в отставке, профессор Военного университета.
ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ
|
Просмотров: 2740 |
Добавил: Аlёnа
| Рейтинг: 3.7/6
|
| |
| | |
|
Армейский Афоризм |
Как вы ходите?! Удар должен быть одновременно,под срез сапога товарища! |
|
Информация о воинских частях
Военные базы за рубежом |
|
|
|