Для Приамурья и всего Дальнего Востока великой святыней является чудотворная Албазинская икона Божией Матери, именуемая «Слово плоть бысть». Сюжет и название «Слово плоть бысть» стали отражением евангельского повествования от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Иоанн. 1; 1, 14). Пресвятая Богородица изображена в пояс, прямо. Руки Ее поддерживают стоящего впереди Ее в полный рост Богомладенца. Десница (правая рука) Его прижата к груди. Шуица (левая рука) опущена вниз. По обеим сторонам лика Богоматери два шестикрылых Серафима.
Иконографический тип ближе всего к иконам «Оранта», в русской традиции «Знамение».
Он отмечается особым написанием фигуры Младенца, подчеркивающим его пребывание во чреве Матери, где Слово-Логос и стало плотью, вочеловечившись в благодатном чреве Приснодевы. Именно изображение на иконе «чревоношения» привело к тому, что среди православных христиан укоренился обычай молиться перед нею за будущих матерей.
История чудотворной иконы неразрывно связана с освоением русскими огромного по территории дальневосточного региона. К сожалению, затерялись в истории события, связанные с первоначальным явлением святого образа. Но можно с достоверностью утверждать о глубокой древности почитания Албазинской иконы Божией Матери. Чудотворной она считалась еще задолго до перенесения ее в Приамурье из Сибири. Своим же названием самая почитаемая на Дальнем Востоке православная святыня обязана двадцатилетнему пребыванию в Албазинском остроге, а также в расположенном невдалеке от него Спасском монастыре.
Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» — великая святыня Приамурья, свое название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.
Грозно возвышавшийся над Амуром Албазинский острог стал предметом ненависти китайского богдыхана и его воевод, уже тогда мечтавших распространить свои владения на всю русскую Сибирь. В канун праздника Благовещения, 24 марта 1652 года, произошло на Амуре первое военное столкновение русских с китайцами. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для русских благим предзнаменованием. Но борьба только начиналась. Еще многим сынам Святой Руси предстояло испить смертную чашу в битве за Амур — за торжество Православия на Дальнем Востоке.
В июне 1658 года албазинский отряд, 270 казаков во главе с Онуфрием Степановым, попал в засаду и в геройском бою был полностью уничтожен китайцами.
Враги сожгли Албазин, опустошили русские земли, угнали в Китай местное население. Плодородный возделанный край они хотели превратить в пустыню.
В те трудные годы Пресвятая Богородица явила особое знамение Своей милости к Амурской земле. В 1665 году, когда русские вернулись и восстановили Албазин, пришел на Амур с духовенством старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря и принес с собою благословение возрожденному краю — чудотворную икону Божией Матери «Слово плоть бысть», именуемую с тех пор Албазинской. В 1671 году блаженный старец основал в урочище Брусяной Камень (полтора километра от Албазина вниз по Амуру) небольшую обитель, где и пребывала святая икона в последующие годы.
Албазин обстраивался. В двух храмах города — Вознесения Господня и Святителя Николая Чудотворца — возносили бескровную жертву албазинские священники. Невдалеке от города (вверх по Амуру) был основан еще один монастырь — Спасский. Плодородная земля кормила хлебом всю Восточную Сибирь. Местное население приобщалось к русской православной культуре, мирно входило в состав многонационального Русского государства, находило у русских защиту от набегов хищных китайских феодалов.
В Москве не забывали о нуждах далекой Амурской окраины: крепили военную оборону, улучшали управление краем. В 1682 году было образовано Албазинское воеводство. Заботились о духовном окормлении приамурских племен. Поместный Собор Русской Церкви в 1681 году принял решение о посылке в дальние города, на Лену и Амур, «в дауры», «людей духовных — архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных, для просвещения неверующих христианским законом». Дауры и тунгусы целыми родами приступали к святому Крещению, большое значение имело обращение в Православие даурского князя Гантимура, в крещении Петра, со старшим сыном Катанаем, в крещении Павлом.
Слуги богдыхана готовили, между тем, новое нападение. После нескольких безуспешных набегов 10 июля 1685 года они подошли к Албазину с 15-тысячной армией и окружили крепость. В ней находилось 450 русских воинов с 3 пушками. Первый штурм был отбит. Тогда китайцы со всех сторон обложили деревянные стены острога дровами и хворостом и подожгли. Дальнейшая оборона стала невозможной. Со знаменами и святынями, среди которых была чудотворная Албазинская икона, гарнизон в боевом порядке покинул крепость.
Но Божия Матерь не оставила Своим заступлением избранного Ею града. Разведчики вскоре донесли, что китайцы вдруг «наспех, днем и ночью» стали отступать от Албазина, не успев даже выполнить приказ богдыхана об уничтожении засеянных русских полей. Чудесным вмешательством Небесная Покровительница не только изгнала врагов из русских пределов, но и сохранила хлеб, которого хватило потом восстановленному городу на несколько зимовок. 20 августа 1685 года русские уже вновь были в Албазине.
Прошел год, крепость снова была осаждена китайцами. Началась героическая пятимесячная оборона Албазина — «Албазинское сидение», занимающее почетное место в истории Русской боевой славы. Трижды — в июле, сентябре, октябре — бросались войска богдыхана на штурм деревянных укреплений. Огненные стрелы и раскаленные ядра градом летели на город. Бой был такой, что ни города, ни его защитников не видно было в дыму и в огне. И все три раза незримый Покров Богородицы ограждал албазинцев от жестоких врагов.
К декабрю 1686 года, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826 его защитников оставалось 150 человек.
Для продолжения войны с богдыханом этих сил было недостаточно. В августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу: укрепления были срыты и уничтожены казаками, Албазинская икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур.
Но и после гибели Албазина Бог судил его жителям выполнить еще одно служение на благо Церкви. Прекращение военных действий способствовало Божиим Промыслом усилению благодатного воздействия Православия на народы Дальнего Востока. За годы войны около сотни русских казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей попали в плен и были отведены в Пекин. Богдыхан (император) приказал даже отдать одно из буддийских капищ для устроения в китайской столице православного храма во имя Софии, Премудрости Божией. В 1695 году митрополит Тобольский Игнатий отправил в Софийский храм антиминс, миро богослужебные книги и церковные сосуды. В послании к пленному священнику Максиму, «проповеднику Святого Евангелия в Китайском царстве», митрополит Игнатий писал: «Да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех пленных с тобою о вашем таковом бедствии, ибо воле Божией кто противиться может? А пленение ваше не без пользы китайским жителям, так как свет Христовой Православной веры вами им открывается».
Скоро проповедь Евангелия в китайской империи принесла плоды — появились первые крещенные китайцы. Русская Церковь ревностно заботилась о новой пастве. Митрополит Тобольский, Святитель Филофей, апостол Сибири (+ 1727), писал грамоты пекинскому духовенству и верующим, в 1715 году прибыла в Пекин Русская Духовная Миссия, непрерывно продолжавшая с тех пор дело христианского просвещения язычников в течение двух с половиной столетий до самого недавнего времени.
Икона Божией Матери ''Слово плоть бысть''
Прошли годы, наступила новая эпоха русского освоения Амура. В 1850 году, в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Г. И. Невельским был поднят русский Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре. Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского (+ 1881) и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского (+ 1879, память 31 марта), в духовном окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. Каждый год становился важной ступенью в хозяйственном освоении края, его христианском просвещении и благоустроении. За одно лето 1857 года на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе большие станицы — Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия), также за одно лето 1858 года — более тридцати поселений, среди них три города — Хабаровск, Благовещенск, Софийск.
Митрополит Иннокентий и архиепископ Вениамин
В мае 1858 года, в день Святителя Николая Угодника, в Усть-Зейский казачий пост прибыли Н. Н. Муравьев-Амурский и архиепископ Камчатский Иннокентий. Святителем Иннокентием был здесь заложен храм в честь Благовещения Божией Матери — первое здание нового города. По имени храма и город был назван Благовещенском — в память о первой победе над китайцами в праздник Благовещения в 1652 году и в память о храме Благовещения в Иркутске, в котором начинал свое священнослужение Святитель Иннокентий, а также в ознаменование того, что «отсюда изойдет благая весть о воссоединении Приамурского края с Российскими владениями». Новые переселенцы на пути к Амуру, проезжая через Сретенск, усердно приносили моления Святой Защитнице Приамурья пред Ее чудотворной Албазинской иконой. Молитвы их были услышаны: Айгунский (1858 года) и Пекинский (1860 года) договоры окончательно закрепили за Россией левобережье Амура и Приморье.
В 1868 году епископ Камчатский Вениамин Благонравов, преемник святителя Иннокентия, перенес святую икону из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню. Новый период в почитании Албазинской иконы Божией Матери начался с 1885 года и связан с именем епископа Камчатского Гурия, который установил ежегодное празднование ей 9 марта ( 22 марта по новому стилю) и еженедельное чтение акафиста с молебным пением. В этот день в Кафедральном соборе и в других храмах епархии служились, как неизменно служатся и сейчас, праздничные литургии и молебны. В дальнейшем от Святейшего Синода было получено разрешение на перемещение святыни по приходам епархии, чтобы жители отдаленных сел могли помолиться у чудотворного образа.
… Летом 1900 года, во время «Боксерского» восстания в Китае, волна мятежа дошла и до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. Девятнадцать дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.
Резко изменилась благодатная духовная жизнь Приамурского края после 1917 года. В ночь под Успение Пресвятой Богородицы с 28 на 29 августа 1923 года был арестован архиепископ Евгений (Зернов). Таким образом, Благовещенская епархия, лишенная своего канонического архиерея, прекратила существование как полноценная составляющая единого тела Русской Православной Церкви. Хотя впоследствии и были направлены сюда епископы, но до места назначения никто не доехал — их арестовывали еще до прибытия в Благовещенск.
В 1924 году Благовещенский Кафедральный собор по неустановленным причинам сгорел. Находившаяся там Албазинская икона Божией Матери чудом уцелела и была перенесена в Ильинскую часовню. В этом 1938 году Пророко-Ильинская церковь была закрыта. Все ее имущество в числе 73 церковных предметов было передано в музей. С этого момента чудотворная святыня Приамурья находилась в закрытых хранилищах Амурского областного краеведческого музея.
Только в 1991 году икона была возвращена Русской Православной Церкви и величественным крестным ходом перенесена в Благовещенский храм. Очевидцы тех событий сообщают о многих необычных моментах, происшедших при этом. Так, в морозный ноябрьский день, после того, как икону перенесли в храм, пройдя значительное расстояние по улицам города, остались живыми и надолго сохранились цветы, украшавшие лик Богоматери на святой иконе. Когда же икону занесли в храм, то на ней после изморози появились естественным образом капельки влаги, но стекли они симметрично из уголков глаз Божией Матери. Это участниками Крестного хода было воспринято как чудесное знамение благоволения Царицы Небесной столь важному событию в духовной жизни Приамурского края — третьему приходу к православным чадам великой Святыни Приамурья по вере и молитвам их и их славных предков.
Чудотворная икона в Кафедральном соборе
В 1997 году была возобновлена традиция паломничества с иконой. За 15 последовавших лет она побывала в Москве, Николаевске-на-Амуре, Хабаровске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Холмске, Чите и Магадане, объехала Биробиджанскую епархию.
В 2002 году икону отправили на реставрацию в “Софрино”. Подмосковные специалисты восстановили потертый красочный слой, убрали царапины и трещины, нанесли новый лаковый слой. В 2003 году Абазинская святыня была перенесена в новый кафедральный собор Благовещенска, что на Релочном, где пребывает и ныне.
Каждую пятницу в 7.00 в Благовещенском кафедральном соборе перед Албазинской иконой Божией Матери совершается молебен с чтением акафиста, чином водоосвящения и елеосвящения.
ТРОПАРЬ АЛБАЗИНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Глас 3
Всемилостивая наша заступнице, / Мати воплотившагося Бога Слова, / явлей чудоточный образ Свой на Амурстей земли, / из него же Благодать обильно изливаеши, / подавая исцеление недугов душевных и телесных. / О, Всеблагая Богородительнице, /непраздных жен в родах Помощнице, / и Взбранной Воеводе победительная, /от нашествия иноплеменных Крепкий Щите, / Православие в концех земли Российстей укрепи, // и подай душам нашим велию милость.
МОЛИТВА, ЧИТАЕМАЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ»
Богородице Дево, пренепорочная Мати Христа нашего, Заступнице рода христианского!
Пред чудотворною иконою Твоею предстояще, отцы наши молиша Тя, да явиши покров Твой и заступление стране Приамурстей. Темже и мы ныне молим Тя: град наш и страну сию от нахождения иноплеменных свободи и от междоусобныя брани сохрани. Даруй мирови мир, земли плодов изобилие, стране нашей на враги одоление; сохрани во святыне пастырей наших, во святых храмах утруждающихся; осени вседержавным покровом Твоим строителей и благотворителей их.
Утверди в правоверии и единомыслии братий наших; заблуждших же и отступльших от Православныя веры вразуми и соедини святей церкви Сына Твоего. Буди всем притекающим к чудотворней иконе Твоей покров, утешение и пристанище от всяких зол, бед и обстоящий: Ты бо еси больных исцеление, скорбящих утешение, заблуждших исправление и вразумление. Приими моления наша и вознеси я ко Престолу Всевышняго, яко да Твоим предстательством соблюдаеми и покровом Твоим осенями. Прославим Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Более 300 лет охраняет амурские рубежи России чудотворная Албазинская икона Божией Матери. Православный народ чтит ее не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу матерей. Верующие молятся пред иконой за матерей во время их чревоношения и родов — «дарует бо Богородица верным обильные дары целебные от неистощаемого источника святыя иконы Албазинския».