Святая мученица Параскева жила в III веке в Иконии в богатой, благочестивой семье. Родители ее долго оставались бездетными, постоянно, а особенно в день страданий Господних — пятницу, моля Бога о ниспослании им ребенка. А так как семья эта благочестием отличалась, неудивительно, что их молитвы были услышаны, и родившаяся в пятый день недели девочка была названа Параскевою, что в переводе с греческого означает — Пятница.
Великомученица Параскева всегда входила в число наиболее почитаемых на Руси святых. Русские иконописцы изображали ее суровой подвижницей, высокого роста с лучезарным венком на голове. А в народе считали, что святая Параскева до сих пор ходит по земле, примечая, кто как живет и соблюдает ли обычаи, стариной завещанные. Иных по делам их наказывает, других милует, третьих награждает.
С Пятницей всегда был . связан ряд обрядов и обычаев, нарушить которые люди благочестивые ни за что бы не решились. Так, например, в пятый день недели нельзя было беспричинно смеяться, чтобы в старости много не плакать. Кроме того, в пятницу строго-настрого запрещалось прясть, а шить можно было. На Параскеву даже устраивались льняные смотрины, на которых женщины показывали друг-другу вытрепанный лен-первак, хвастаясь своим рукоделием. Но только хвастаясь и не более того, ведь святая заступница строго следила за тем, чтобы в пятницу женщины не прикасались к другой работе, примерно наказывая ослушниц.
Но, несмотря на столь суровый нрав Бабьей святой, именно к ней обращали свои молитвы русские женщины и в самые счастливые, и в самые отчаянные минуты своей жизни Девушки просили Пятницу по-содействовать в скорейшем замужестве: «Матушка Параскева, пошли жениха поскорее. С мужем нежа, без мужа — худо, а вдовой и сиротой хоть волком вой». А женщины надеялись на покровительство святой при бесплодии, во время болезни ребенка, изменах мужа или когда их суженые-ряженые пьянствовали и безобразничали.
Святой Параскеве — покровительнице земного счастья — молились и о ниспослании удачи во всех земледельческих работах. Поэтому в день ее памяти принято было приносить в церковь для освящения «плоды земные», которые потом как святыню берегли до урожая нового года. А во многих российских губерниях существовал когда-то такой обычай. Перед жатвой одна из самых старших и уважаемых деревенских хозяек отправлялась ночью в поле и сжинала там первый в году сноп. Затем ставила его на землю и трижды обращалась со словами молитвы к святой Параскеве, прося матушку Пятницу о начале и окончании тяжелых уборочных работ «без скорбей и болезней», без «черного глаза» и колдовского залома. Потом, поклонясь на все четыре стороны, забирала заветный снопик и крадучись возвращалась в деревню, избегая случайных встреч, которые в этом случае расценивались как недобрый знак.
Слыла Параскева и покровительницей усопших душ. Поэтому все монастыри, носящие ее имя, были кладбищенские или, как называли их в старину, «божедомки». А рядом с ними, надеясь на заступничество святой, всегда селилась убогая и нищая российская братия, которая находила под стенами монастыря «и кров, и дом», не боясь преследования со стороны властей.